жж_дтп (za_oknom_zima) wrote,
жж_дтп
za_oknom_zima

Фильм "Жила-была одна баба": интервью с режиссером

27 октября в прокат выходит новое русское кино - эпическое полотно "Жила-была одна баба" автора "Белорусского вокзала" Андрея Смирнова. Жаль, в Саранске кинотеатры проигнорируют эту премьеру. Будем ждать диск.

К беседе со Смирновым готовился долго. Ожидания - огромные. Человек оказался довольно закрытым. Но - сверхинтересным. Итак, эксклюзивный материал от "Столицы С". 

Более 40 лет назад он снял вечный фильм «Белорусский вокзал» с Леоновым и Папановым в главных ролях. Затем были две художественных картины и… перерыв в 30 лет. Практически все эти годы режиссер, сценарист, драматург и актер Андрей Смирнов вынашивал идею нового фильма – «о России и русской женщине». Автор лично ездил по деревням, сидел в архивах в поисках исторических документов… 27 октября в отечественном прокате появится эпическое полотно под названием «Жила-была одна баба». Перед премьерой с классиком отечественного кинематографа поговорил ДЕНИС ТЮРКИН.
 
Премьера
 
«Вы из Саранска звоните? – переспросил Смирнов корр. «С». – Знаю, знаю такой город. Лет десять назад приходилось у вас бывать. Ставил что-то на вашей сцене… Ждете выхода моего нового фильма? Хорошо. Чтобы коротко сформулировать его идею, я воспользуюсь высказыванием замечательного русского писателя, философа Константина Ленонтьева: «В России крестьянство еще не проповедано». «Жила-была одна баба» - фильм в исторических одеждах, фильм о прошлом. Но он в такой же мере – о современной России».
 
«С»: Один из основных сюжетов новой картины – крупнейшее после революции восстание тамбовских крестьян, которые выступали против власти Советов. Люди сопротивлялись продразверстке, зверству коммунистов… А нужна ли была России революция?
 
- Я теряюсь в ответах на такие вопросы… Полагаю, что Октябрьская революция и то, что за ней последовало – это оценка, которую поставила история Русской православной церкви за 900 лет ее служения. Потому что в христианской стране, где люди должны усвоить завет Христа «возлюби ближнего, как самого себя», подобная революция с такими зверствами просто не могла бы случиться. Руководство Русской православной церкви сегодня хочет играть важную идеологическую роль в обществе. При этом в храмы ходит менее 4% населения нашей страны. Очень хорошо, что имена тысяч растерзанных в революционные времена священников разысканы. Многие причислены к лику святых. Это правильно, но церковь сегодня ведет себя так, как будто ей никогда не приходилось сотрудничать с дьяволом. Как еще назвать 74 года работы при Советской власти? Да, находились в те времена подлинные мученики, но их было очень и очень мало. Поп в открытую работал с уполномоченным КГБ, который и списки разные составлял, и на работу сообщал, и паспорта требовал, чтобы крестить ребенка. Церковь сегодня не говорит об этом ни слова.
 
«С»: Сейчас мы исправляем ошибки того времени: спешно возводим новые храмы взамен порушенных. Вот и в Саранске Патриарх Кирилл недавно открыл новую церковь. Как вы считаете, сейчас в стране строят духовное или плотское, стены без души, где нет Бога?
 
- Денис, вы мне задаете такие вопросы, будто я был митрополитом! Моя задача значительно проще, мельче. Извините, не могу отвечать на такие вопросы…
 
«С»: О том тамбовском восстании не принято было говорить. Документы секретились, в учебниках истории ничего о бунте не упоминалось. Как донести до потомков истинную историю, не замаранную многочисленными правками власти?
 
- У меня четверо детей. Пока они росли, я по учебникам наблюдал за тем, как переписывается история в угоду тем, кто у власти. Сейчас тоже не вижу нормальных учебников. Будет ли такая «перепись» в дальнейшем – я не знаю. Может, нация все же очухается?
 
«С»: Историк Давид Фельдман, говоря о достоверности происходящего в вашей картине, сказал, что «было не просто так, было еще хуже». Повальное пьянство, зверства продразверстки, убийства… Куда еще хуже?
 
- Моя картина не о грязи, не о пьянстве, а о России и судьбе русской женщины. И я не знаю, что делать с русским пьянством. Как говорил Герцен, «мы не врачи, мы боль». Я очень далек от того, чтобы предлагать народу какие-то рецепты. Я не государственный деятель и не претендую на знание ответов на вопросы, которые мучают общество. А вот постановка вопросов – это, по-моему, прямое дело искусства.
 
«С»: Правда, что в основу вашего нового фильма легла повесть Лескова?
 
- Совершенно ложная информация. В одном из интервью я обмолвился, что есть такое произведение у Николая Лескова, называется «Житие одной бабы». Оно просто перекликается с названием моего фильма. Не более того. Сценарий полностью оригинальный. Творчество Лескова я очень люблю и хорошо знаю. У этого писателя трудная, отдельная судьба. В свое время он подвергся буквально остракизму со стороны левой прессы из-за крупных пожаров в Петербурге. Его чуть ли не считали агентом полиции. Пришлось уехать во Францию, где Лескова не печатал ни один журнал. Он даже не мог заработать на кусок хлеба. Считаю, что до сих пор не оценен масштаб этого дарования. А каково было его понимание России и русских проблем!
 
«С»: Думается, со времен Лескова эти проблемы не изменились: чиновничья глупость, наглость, воровство…
 
- А народ чем лучше? Кто виноват в наших бедах? Масоны? Жиды? Китайцы? Латышские стрелки? Сами такую жизнь себе устроили.
 
«С»: В картине задействована плеяда прекрасных артистов. Сложно было «заманить» их? Знаю, что некоторых – Всеволода Шиловского, например, – вы еще до съемок видели в роли отца Еремея.
 
- Да, Шиловский – единственный из актеров, для кого эта роль писалась. Сложно было найти других? Нет, все было в обычном режиме. Особых принципов при подборе у меня не было. Главное – чтобы актер соответствовал тому образу, который он хочет создать.
 
«С»: Уже в нескольких ваших фильмах задействуется лидер ДДТ Шевчук. Вам так близок его образ?
 
- В начале 2000-х я создал документальный фильм об отечественном  парламентаризме «Свобода по-русски», где ведущим был Шевчук. Сотрудничество оказалось плодотворным, поэтому я решил его продолжить. Юрий получился очень гармоничным в новом фильме. Он с удовольствием согласился спеть гимн антоновцев «Трансвааль, Трансвааль – страна моя. Ты вся горишь в огне» в сцене, когда тамбовские партизаны входят в село.
 
«С»: Замысел картины созрел у вас давно, но на съемки не было денег. На официальном сайте фильма выражается благодарность большому количеству чиновников и российских богачей. Не внесли ли эти люди своих поправок в ваш первоначальный замысел? Мол, если играешь на наши деньги, играй и по нашим правилам…
 
- У меня особых проблем с этим не было.
 
Кино и зрители
 
«С»: Ваш коллега Андрей Звягинцев как-то сказал, что учится у зрителей понимать свое творение. То есть иногда в отзывах он находит что-то такое, что, казалось, и не вкладывал в свой продукт. У вас бывает подобное? Или вы всегда знаете, что получится на выходе?
 
- Знать это никогда не возможно. Андрей снял подряд несколько картин, он очень бурно ведет свою режиссерскую деятельность. Я же 30 лет кино не снимал. О каких предвидениях можно говорить, когда сменилось столько поколений зрителей?! Я совершенно не знаю современного зрителя. Смогу сказать что-то об аудитории, когда картина пройдет испытание прокатом.
 
«С»: Придут ли зрители, привыкшие хрустеть попкорном на голливудских блокбастерах про спасение мира, на вашу философскую картину?
 
- Такой зритель не пойдет. Тем, кто привык к кока-коле и попкорну, эта картина не годится. Она долгая, 2,5 часа. Трудная. Там нужно шевелить мозгами. Какие фильмы нужны современной аудитории? Не знаю, я не прокатчик и не владелец кинотеатра. Я режиссер.
 
Известность
 
«С»: От России на "Оскар" номинирован фильм "Цитадель". «Жила-была одна баба» также входил в лонг-лист, но оказался не у дел… Обидно?
 
- Да о чем вы? Какой «Оскар»? На Западе никто не видел моих картин! Никто не знает о существовании такого режиссера с фамилией Смирнов!
 
«С»: А как же «Дневник его жены»? Неужели этого фильма там тоже никто не видел?
 
- Его не было в иностранном прокате. Я вам скажу больше: на Западе никто не знает фамилии Бунина, роль которого я играл, кроме трех-четырех французских интеллигентов…
 
«С»: Вы так гармонично вжились в роль Бунина в «Дневнике его жены»… Что вас роднит с ним?
 
- Это великий русский писатель, один из моих любимых. А я – всего лишь один из многих почитателей этого автора. Больше никаких взаимоотношений. Великая русская литература 19 века – это духовная основа для интеллигента, для любого человека, работающего в культуре. Сложно ли было играть Бунина? Не более чем любого другого персонажа. Это была обычная актерская работа. Это такое же ремесло, как у слесаря. Стараюсь просто делать все хорошо, профессионально.



Личное дело
 
Андрей Сергеевич Смирнов родился 12 марта 1941 года в Москве. Сын Сергея Смирнова, автора книг о защитниках Брестской крепости и ведущего популярной на советском телевидении передачи "Подвиг".

В 1962 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, (мастерская Михаила Ромма).

В режиссуре дебютировал в 1962 году фильмом «Эй, кто-нибудь!». 
 
Вехой в советском кинематографе стал его фильм «Белорусский вокзал» (1971 год) со знаменитой песней Булата Окуджавы «Мы за ценой не постоим», написанной специально для этой картины.
 
В 1974 была работа «Осень», которую посмотрели миллионы советских телезрителей. После снятого в 1979 году фильма «Верой и правдой» Смирнов
отошел от режиссуры. Работал как сценарист и драматург в театрах. Выступил как автор ряда сюжетов в киножурнале «Фитиль». Вместе с Элемом Климовым в 1986-89 годах возглавлял Союз кинематографистов.


В 2000 году вышел фильм Алексея Учителя «Дневник его жены» о жизни нобелевского лауреата Ивана Бунина, которого сыграл Смирнов. Эта роль была отмечена сразу тремя наградами кинофестивалей «Сталкер», «Листопад» и «Литература и кино». Также Смирнов получил приз Российской академии кинематографических искусств за лучшую мужскую роль. Сценарий к фильму «Дневник его жены» написала дочь Смирнова Дуня.
 
Сыграл в сериалах «Идиот», «В круге первом», «Московская сага», «Апостол».
 
В 2011 году вышел фильм Андрея Звягинцева «Елена», где Смирнов сыграл главную мужскую роль. Кинокартина получила специальный приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» в Каннах.

Народный артист РФ. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Член общественной организации российских кинематографистов КиноСоюз.
 
Женат на актрисе Елене Смирновой (Прудниковой), известной по фильмам «Два капитана» и «Вариант Омега».
Tags: "Жила-была одна баба", Андрей Смирнов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments